«Дистанция доверия» и коммуникативная практика современного телевидения

Исследование коммуникативной практики телевидения – одна из важнейших задач современной теории и методологии СМИ. В статье актуализируется необходимость достижения контакта со зрительской аудиторией на принципах межличностного общения.

Несмотря на официальность, предельную эмоциональную сдержанность дикторов, комментаторов, обозревателей и других ведущих телепередач советского телевидения, исследователи тем не менее обращали внимание на неизбежность стирания психологических границ между телезрелищем и средой зрительского восприятия. Работа на телеэкране таких мастеров устного слова, как Валентина Леонтьева, Ираклий Андроников, Алексей Каплер, Сергей Смирнов, Николай Озеров, Валентин Зорин и др., позволила ввести в научный оборот понятие «дистанции доверия»: особый, доверительный контакт с телеэкраном, создающий «эффект личностного общения», сближающего аудио визуальную коммуникацию с формами межличностного общения. Непременным условием такого сближения, его гарантом является способность выступающего по телевидению умозрительно представлять свою аудиторию, владеть даром «разномасштабного видения» – умением обращаться одновременно к зрительской «массе» и отдельному человеку.

Диалогическая природа телевидения, проявляющаяся в прямой обращенности к своей аудитории, требует от человека на малом экране не только владения в совершенстве устной речью, без которой невозможно представить также межличностное общение, но и особых профессиональных навыков. По этой причине в коммуникативной практике советского телевидения на прямой контакт с аудиторией выходили профессионалы, владеющие навыками публичной речи, прежде всего дикторы. Что касается тележурналистов, то далеко не многие из них считали возможным обращаться к зрителям напрямую, невзирая на богатый опыт работы в той или иной редакции ТВ: ведение своих авторских передач они нередко делегировали актерам, литераторам, дикторам, коллегам по редакции, неоднократно демонстрировавшим мастерство работы в кадре, на «дистанции доверия». Многочисленные другие выступающие представали на телеэкране в диалоге с профессиональным ведущим, диктором или тележурналистом. При этом во всех случаях, учитывая не только коммуникативную, но и эстетическую природу телевидения, практики помнили о том, что любая коммуникативная ситуация предназначена для зрителя как не просто пассивного свидетеля, а участника, хотя и косвенного, разговора на экране.

Данное обстоятельство особо подчеркивал первый советский теле-критик В. Саппак, который сформулировал своеобразный «нравственный кодекс» телевизионного общения, объединив в нем эстетические и нравственные принципы: «Демократизм. Скромность. Ничего нарочитого». По В. Саппаку, этим принципам абсолютно противопоказаны такие проявления «бутафории чувств», как «приторная сентиментальная интимность», болтливое панибратство, многословность, демагогия, развязный тон общения, нарочитая «раскрепощенность» и иные попытки понравиться зрителям – любой ценой, и чрезмерная озабоченность этим.

Рассмотрение с точки зрения данных принципов коммуникативной практики современного белорусского телевидения – одна из насущных проблем, открывающих широкое поле для научных исследований. Пристального внимания заслуживают в первую очередь информационные, в том числе специализированные, информационно-аналитические,  общественно-политические, просветительские телепрограммы национального ТВ: телесуфлер, который широко используется ведущими этих передач, ставший незримым посредником в общении с аудиторией, нередко создает серьезные препятствия в достижении прямого контакта со зрителем.  

Новости зрителю не всегда рассказывают – в лучшем случае его информируют, адресуясь не лично к нему, а сквозь (или мимо) него. Монотонность, ускоренный темп обзоров международных событий в «Панораме» (Беларусь 1) ставит под сомнение потребность телевизионных обозревателей донести эту информацию не только до «разномасштабной» аудитории, но и в принципе до телезрителей как соучастников акта аудиовизуальной коммуникации.

Репортеры, особенно начинающие, нередко забывают, что их функция – добывание новостей, о которых надо не вещать, а рассказывать своей аудитории. Это умение так же базируется на принципах межличностного общения.

Людмила Мельникова,
доцент кафедры телевидения и радиовещания
факультета журналистики БГУ,
кандидат искусствоведения

Подробнее читайте в новом номере журнала «Журналист»